- Главная
- Новости
Новости
Особенности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года установлен постановлением Правительством Российской Федерации от 31.12.2020 №2428 (далее – Порядок).
Согласно Порядку проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, которые осуществляют его рассмотрение. До 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, уполномоченные должностные лица, рассматривают и учитывают предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план.
После рассмотрения соответствующих предложений контрольные (надзорные) органы утверждают ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана. Ежегодные планы размещаются в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 №372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» до 2030 года продлен мораторий на плановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Так, в планы включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Кроме того, в планы до 2030 года не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
Новое в законодательстве о приватизации государственного и муниципального имущества
Федеральным законом от 24.07.2023 № 345-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.20001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон).
Поправками установлены особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей.
Определено, в частности, что решение об условиях приватизации объекта газоснабжения и договор купли-продажи объекта газоснабжения должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами.
К эксплуатационным обязательствам относится обязанность покупателя или иного законного владельца по использованию объектов газоснабжения в целях оказания услуг по транспортировке и подаче газа потребителям, технологическому присоединению газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, их реконструкции, развитию газораспределительной системы и обеспечению безопасной эксплуатации объектов газоснабжения.
В случае отсутствия в договоре купли-продажи объекта газоснабжения существенного условия, предусматривающего обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами, сделка приватизации объекта газоснабжения является ничтожной.
В отношении объектов газоснабжения устанавливается принцип их целостности и единства, разделение (дробление) объектов газоснабжения на части не допускается.
Преимущественное право покупки объекта газоснабжения может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий: покупатель является газораспределительной организацией; покупатель осуществляет эксплуатацию приватизируемого объекта газоснабжения на законном основании непрерывно в течение двух и более лет.
Уступка преимущественного права на приобретение приватизируемого объекта газоснабжения не допускается. Эксплуатационные обязательства в отношении объекта газоснабжения сохраняются в случае перехода права собственности на объект газоснабжения к другому лицу.
Изменения в Федеральный закон вступают в силу с 23.10.2023.
Какие действия влекут наступление уголовной ответственности по статье 275 Уголовного кодекса Российской Федерации (государственная измена)?
Диспозиция статьи 275 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает несколько альтернативных видов действий, совершаемых гражданами Российской Федерации, образующих объективную сторону данного состава преступления, которые совершаются в форме:
1) шпионажа, под которым понимается передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации либо передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации.
При этом, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
2) выдачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Отличие от государственной измены в форме шпионажа в данном случае заключается в том, что указанные сведения передаются лицом, которому они были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях;
3) перехода на сторону противника, под которым понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники;
4) оказания финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Финансовая помощь представляет собой передачу денежных средств, в том числе электронных, ценных бумаг, драгоценных металлов, камней и т.п.
Материально-техническая помощь выражается в предоставлении оборудования, транспортных средств, технических устройств, сырья, материалов, узлов, деталей, изделий, инструментов, запасных частей, комплектующих и т.п. Консультационная помощь может оказываться путем предоставления информации в форме дачи советов, рекомендаций, предоставления заключений, экспертиз, аналитических материалов и т.п.
Иная помощь может заключаться в выполнении роли связного, укрывательстве и легализации агентов иностранных спецслужб, вербовке агентуры для иностранных спецслужб и т.п.
Установлены размеры компенсации, выплачиваемой добровольцам, участвующим в СВО, или их родным
Указом Президента Российской Федерации от 03.08.2023 № 582 введены страховые гарантии в виде компенсации гражданам Российской Федерации, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
К страховым случаям, при наступлении которых выплачивается компенсация, отнесены:
а) гибель (смерть) гражданина в период пребывания в добровольческом
формировании;
б) смерть гражданина до истечения 1 года со дня прекращения контракта о
пребывании в добровольческом формировании, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании;
в) установление гражданину в период пребывания в добровольческом
формировании инвалидности;
г) установление гражданину до истечения 1 года со дня прекращения
контракта о пребывании в добровольческом формировании инвалидности
вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании;
д) получение гражданином в период пребывания в добровольческом
формировании увечья (ранения, травмы, контузии).
В случаях гибели (смерти) гражданина получателями компенсации являются:
- супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) гражданина в зарегистрированном браке с ним;
- родители (усыновители) гражданина;
- дедушка и (или) бабушка гражданина при условии, что они воспитывали, содержали его не менее 3 лет в связи с отсутствием у него родителей;
- отчим и (или) мачеха гражданина при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее 5 лет;
- несовершеннолетние дети гражданина, его дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
- подопечные гражданина;
- лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим гражданина в течение не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Компенсация выплачивается:
-в случаях гибели (смерти) гражданина - в размере 3 131 729,56 рублей всем получателям в равных долях;
-в случаях установления гражданину инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческом формировании:
инвалиду I группы - в размере 2 348 797,18 рубля;
инвалиду II группы - в размере 1 565 864,79 рубля;
инвалиду III группы - в размере 782 932,4 рубля;
-в случае получения гражданином в период пребывания в добровольческом формировании тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - в размере 313 172,95 рубля; при получении легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - в размере 78 293,24 рубля.
Указ вступил в силу с 3 августа 2023 и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
Установление размера оплаты труда ниже МРОТ влечет административную ответственность
Одной из основных государственных гарантий в сфере оплаты труда является минимальный размер оплаты труда (МРОТ), ниже которого не может быть установлена заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» минимальный размер оплаты труда на 2023 и 2024 годы устанавливается ежегодно федеральным законом и исчисляется исходя из темпа роста минимального размера оплаты труда, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленной соответственно на 2023 и 2024 годы, по отношению к указанной величине, установленной на предшествующий год.
С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации составил 16 242 руб. в месяц.
За установление заработной платы ниже минимального размера наступает административная ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, наказание по которой предусмотрено в виде предупреждения или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.